УФНС России по Забайкальскому краю опубликовала показатели, по которым оцениваются системные риски при работе с самозанятыми:
«Продолжительность или постоянство работы с организацией» учитывает использование работодателем труда самозанятого три и более месяца подряд.
«Единственный источник дохода» и «Признаки зарплаты» исходят из сформированных самозанятыми чеков с одним и тем же заказчиком-работодателем на протяжении всего времени работы самозанятого.
«Массовая постановка на учет» и «Массовые регистрации дохода» указывают на то, что заказчик работ, он же работодатель, организовывает процедуру регистрации для работников в качестве налогоплательщика НПД. Используя при регистрации один адрес электронной почты для всех работников, а также одно техническое средство для формирования чеков.
«Наличие групповых переходов» сигнализирует о фактах перехода работников из одной организации в другую, но уже в качестве самозанятых. При этом одна организация подконтрольна другой организации.
«Периодичность выплат» говорит о частоте выплаты дохода в пользу самозанятых. Если данные выплаты ежемесячные и работодатель утверждает, что выплаты самозанятым правомерны в рамках гражданско-правовых договоров, то работодатель должен подтвердить соответствующими актами выполненные работы. Иначе налицо подмена трудовых отношений.
«Прямые нарушения» означает нарушение прямой нормы закона: запрет на оказание услуг плательщиками НПД бывшим (менее 2-х лет) работодателям.
На появление системных рисков указывают намеренный перевод работников на НПД с оказанием услуг взаимозависимому лицу, а также минимальное количество в организации штатных работников при значительном количестве привлеченных самозанятых, которые получают максимально приближенный к ограничению НПД доход.
Эти и ряд других признаков и обстоятельств характеризуют плательщика НПД, как лицо фактически лишенное предпринимательской самостоятельности в ведении своей деятельности, и указывают на фактически сложившиеся трудовые отношения. При этом согласно закону самозанятый должен выступать как самостоятельный в экономическом и налоговом плане субъект, независимый от внутреннего распорядка и локальных актов заказчика.