Главная » Госрегистрация » Регистрация ИП

Регистрация ИП

В этой статье мы расскажем как стать индивидуальным предпринимателем в городе Абакане.

1. Регистрация индивидуального предпринимателя

В настоящее время регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей производится на основании Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001).

Процедуру регистрации физические лица проходят в налоговой инспекции по месту прописки. В Абакане это МИ ФНС №1 по РХ. Документы принимаются в окне №6, 7 в рабочие дни: 09:00-13:00 (прием документов); 13:00-17:00 (выдача документов). При себе иметь паспорт.

Для регистрации требуются следующие документы:

  • заявление по форме Р21001 (при подаче документов лично, нотариальное заверение подписи заявителя не требуется);
  • копия паспорта (все страницы);
  • оригинал квитанции об уплате госпошлины (800 руб.);
  • иные документы (в отдельных случаях, предусмотренных Законом №129-ФЗ от 08.08.2001)

Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки (прошнуровано, пронумеровано, количество листов, ФИО, дата, подпись). Допускается прошивать не каждый документ, а весь комплект документов одной прошивкой.

Регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Отдельно хотелось бы акцентировать внимание на выборе кодов ОКВЭД, которые обязательно нужно указывать в заявлении. Во-первых, не надо указывать огромный список видов деятельности, пытаясь заранее охватить все свои планы на будущее. Надо четко осознавать, что заявленные виды деятельности приводят к налоговым обязательствам. Например, вы указали, вид деятельности, который подлежит лицензированию, а заниматься им планируете когда-нибудь потом, в этом случае, вы сразу попадаете на особый контроль инспекции. Или вы заявили оптовую и розничную торговлю какими-либо товарами, что приводит к двум системам налогообложения, совмещению режимов УСН/НДФЛ и ЕНВД. 2-3-х кодов вполне достаточно. Например, к кодам 52.21 "Розничная торговля фруктами, овощами и картофелем", 52.22 "Розничная торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы" добавьте 52.27 "Прочая розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах".

Также рекомендуем к ознакомлению выпущенную ИФНС брошюру "В помощь начинающему предпринимателю. Выбор системы налогообложения".

Обратите внимание, если вы решили применять упрощенную систему налогообложения, то уведомление об этом вы должны подать в налоговый орган одновременно с документами на регистрацию либо в течение 30-ти дней с даты регистрации. Если срок будет пропущен, то возможность применять УСН у вас появится только со следующего года.

Дополнительно постановка на учет во внебюджетных фондах не требуется, она проходит автоматически. Уведомление о регистрации из Пенсионного фонда приходит на почтовый адрес. Для получения присвоенных кодов органом статистики необходимо обратиться лично. Через месяц после регистрации необходимо получить в ИФНС документ, подтверждающий право применения УСН.

2. Изготовление печати

После получения документов с ФНС можно идти изготавливать печать. Для чего она нужна? Законодательно обязанность наличия печати у индивидуальных предпринимателей не установлена. Но существуют некоторые виды документов, которые без печати недействительны. Например, записи в трудовой книжке работников обязательно заверяются печатью. Или доверенность на получение ТМЦ или на сдачу за вас отчетности в ФНС, внебюджетные фонды без печати недействительна.

3. Открытие расчетного счета

Выбор банка остается за индивидуальным предпринимателем. Список документов, необходимых для открытия счета, как правило, можно найти на сайте банка или в его отделении.

4.  Направление уведомления о начале отдельных видов деятельности

В зависимости от вида осуществляемой деятельности, о ее начале необходимо уведомить Роспотребнадзор или Ростехнадзор. Подать уведомление необходимо после регистрации в ФНС, но до начала фактического осуществления деятельности. Подача заявления регулируется Федеральным Законом №294-ФЗ от 26.12.2008 г.

Для подачи уведомления в Роспотребнадзор следуют обратиться в 11 каб. по адресу г.Абакан, ул.М.Жукова, д.5а, режим работы с 08.00 до 17.00 (обед с 12.00 до 13.00), тел. 34-36-35. При себе иметь оригиналы документов:

  • паспорт;
  • ИНН;
  • ОГРН;
  • выписка из госреестра

Прием одного уведомления занимает до получаса. Отправка уведомления в электронном виде, через сервис на сайте управления, не снимает обязанности по предоставлению уведомления в бумажном виде.

5.  ИП становится работодателем

Согласно ст. 20 ТК РФ, индивидуальный предприниматель может выступать в качестве работодателя и оформлять работника в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Индивидуальные предприниматели самостоятельно регистрируются в качестве страхователей только в следующих случаях:

  • в территориальном отделении ПФР - если заключили с физическим лицом трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), а также авторский договор;
  • в территориальном отделении ФСС РФ - только если заключили с работником трудовой договор. Трудовой договор ИП и работника после его подписания является одним из документов для постановки ИП на учет в качестве работодателя. Постановка на учет в Пенсионном фонде, в Фонде социального страхования, а также заключение договора со страховой компанией оговорено определенными сроками, и чтобы не пришлось платить штрафы, важно соблюсти эти сроки.

5.1. Регистрация В ПФР

ИП, заключившие трудовые договора с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, регистрируются в отделении ПФ РФ по месту жительства указанных физических лиц, в срок не позднее 30 дней со дня заключения соответствующих договоров.

В соответствии с пунктом 1 ст. 27 Закона № 167-ФЗ нарушение установленного срока регистрации в органе ПФР (30 дней), влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей. В случае задержки регистрации до 90 дней, штраф составит 10 000 руб.

Регистрация в Пенсионном Фонде осуществляется в течении 5 дней на основании заявления и копий следующих документов:

  • свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или лицензии на осуществление определенных видов деятельности;
  • документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих регистрацию по месту жительства;
  • пенсионного страхового свидетельства предпринимателя;
  • свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (при наличии);
  • документов, подтверждающих наличие у физического лица обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (трудовой договор, договор гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, авторский договор, др.).

При регистрации в качестве страхователя физическому лицу - работодателю вручается уведомление о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя, производящего выплаты физическим лицам.

Зарегистрированные в качестве страхователей физические лица - работодатели учитываются в еженедельно формируемой и распечатываемой Описи страхователей, состоящих на учете в территориальных органах ПФР.

5.2. Регистрация В ФСС

Регистрация страхователей осуществляется территориальными органами Фонда по месту жительства страхователя на основании заявления. Срок подачи заявления - не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым работником.

В ФСС РФ предприниматель одновременно регистрируется в качестве страхователя по двум видам обязательного социального страхования:

  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

При подаче заявления необходимо предъявить паспорт и представить копии:

  • свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • трудовых книжек нанятых работников.

На основании заявления и документов, представляемый ИП, территориальный орган Фонда в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня их получения, осуществляет регистрацию страхователя:

1) присваивает страхователю регистрационный номер и код подчиненности;

2) вносит данные о зарегистрированном страхователе в реестр страхователей;

3) оформляет уведомление о регистрации лица;

4) способом, указанным в заявлении, вручает или направляет страхователю иным способом, свидетельствующим о дате получения страхователем соответствующего уведомления, один экземпляр уведомления о регистрации.

Второй экземпляр уведомления о регистрации остается в территориальном органе Фонда.

Из документов, поступивших в территориальный орган Фонда, формируется учетное дело страхователя, которое хранится в установленном порядке.

Предлагаем ознакомиться с брошюрой от ФНС "Создай свой бизнес: налоговый путеводитель индивидуального предпринимателя".

19.11.2012