Главная » Статьи » Зарплата и кадры » Прием на работу

Прием на работу

Бухгалтерская служба «РАТАИР» - Бухгалтерские услуги в Абакане | Прием на работу

В этой статье мы расскажем каким образом должен производиться прием на работу новых сотрудников.

1. Предоставление необходимых документов

Перечень документов необходимый при приеме на работу:

  • паспорт - документ, удостоверяющий личность (оригинал+копия);
  • трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства (оригинал);
  • свидетельство о присвоении ИНН (копия);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС) (копия);
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу (копия);
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (копия);
  • фотография 3х4;
  • свидетельство о рождении ребенка до 18 лет, при получении детьми образования на дневном отделении до 21 года (копия);
  • справка по форме 2-НДФЛ (в случае увольнения с предыдущего места работы в текущем году)

2. Написание заявления о приеме на работу

После того как все необходимые документы представлены, работнику, как правило, предлагается написать заявление о приеме на работу. После написания заявления работником оно может передаваться руководителю организации или лицу, имеющему полномочия принимать работников на работу для визирования.

После того как заявление о приеме на работу написано и завизировано руководителем (если такая процедура предусмотрена в организации), рекомендуется внести сведения о работнике в журнал учета работников. Данная последовательность действий при приеме кандидата на работу выбрана не случайно, поскольку внесение соответствующей записи в указанный журнал позволяет присвоить работнику прежде всего табельный номер, необходимый для оформления других документов по кадровому учету, и, кроме того, определить номер трудового договора.

3. Заключение трудового договора

До подписания трудового договора работника нужно ознакомить с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Обязательными для ознакомления являются следующие документы:

  • правила внутреннего трудового распорядка (ч. 3 ст. 68 ТК РФ);
  • правила хранения и использования персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ);
  • положение об оплате труда (ст. 135 ТК РФ), если такой раздел не включен в правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и инструкция по охране труда (ст. 212 ТК РФ).

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого между ними в соответствии с ТК РФ. Таким образом, основным документом, определяющим статус работника, является трудовой договор.

В трудовом договоре  указывают условия работы сотрудника в организации, права и обязанности сторон. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Трудовой договор должен быть составлен в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. При этом один экземпляр договора передается работнику. Во избежание в дальнейшем спорных ситуаций рекомендуется на экземпляре трудового договора, который остается в организации, сделать отметку о вручении второго экземпляра работнику и подтвердить ее личной подписью работника.

4. Составление приказа о приеме на работу

Прием на работу оформляются приказом (распоряжением) работодателя по унифицированной форме №Т-1 или №Т-1а (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1). Основанием для его издания является трудовой договор. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям договора. Приказ о приеме на работу подписывается руководителем организации или иным уполномоченным лицом, после чего объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. Если предусмотрено правилами внутреннего распорядка, сотруднику выдается Должностная инструкция.

5. Оформление трудовой книжки

Работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если последний не является совместителем (ч. 3 ст. 66 ТК РФ). Запись о приеме на работу делается на основании соответствующего приказа (распоряжения) не позднее недельного срока (п. 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках").

В случае если трудовой договор заключается работником впервые, то возникает необходимость в оформлении трудовой книжки в данной организации. Правила ведения и заполнения трудовых книжек в организации установлены Постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек" и Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках". В соответствии с указанными нормативными актами оформление трудовой книжки работнику, принятому на работу впервые, осуществляется работодателем в присутствии работника.

С каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении работодатель обязан ознакомить ее владельца под расписку в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку.

6. Регистрация в книге учета движения трудовых книжек

После того, как трудовая книжка будет заполнена, сведения о ней должны быть зарегистрированы в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, форма которой и требования к ее ведению установлены Постановлением Минтруда РФ "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек". В указанной книге регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в них с указанием серии и номера, выданные работникам вновь. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя организации, а также скреплена сургучной печатью или опломбирована.

7. Заполнение личной карточки работника

В перечень документов, необходимых для заполнения при оформлении на работу работника, включена унифицированная форма N Т-2 "Личная карточка работника", а для учета лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности государственной службы, предусмотрена форма N Т-2ГС(МС) "Личная карточка государственного (муниципального) служащего" (Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты").

Личная карточка заполняется сотрудником организации, ответственным за ведение кадрового учета, на основании: приказа (распоряжения) о приеме на работу (форма N Т-1 или N Т-1а); паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; трудовой книжки или документа, подтверждающего трудовой стаж; страхового свидетельства государственного пенсионного страхования; документов воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документа об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; а также сведений, сообщенных о себе работником. В отдельных случаях с учетом специфики работы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, может предусматриваться необходимость предъявления дополнительных документов.

После заполнения личная карточка работника помещается в папку "Личные карточки работников организации", которая хранится обычно в сейфе организации. Личные карточки работающих сотрудников хранятся отдельно от личных карточек уволенных работников.

8. Ведение личного дела работника

После заполнения личной карточки, как правило, формируется личное дело работника. Прямой обязанности иметь указанную совокупность документов, касающихся работника, для работодателя - коммерческой организации не установлено, но, исходя из практики кадрового учета, это является удобной формой хранения необходимых сведений о работнике. Перечень документов, приобщаемых к личному делу, определяется лицом, отвечающим за ведение кадрового учета, самостоятельно. Обычно в личное дело работника включаются:

  • личное заявление о приеме на работу;
  • фотография;
  • копия паспорта;
  • копия страхового пенсионного свидетельства;
  • копия свидетельства о присвоении ИНН;
  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • копия документа о заключении (расторжении) брака;
  • аттестационные листы;
  • копия документа об образовании;
  • копия приказа о приеме работника на работу;
  • копии иных приказов по личному составу, касающихся работника;
  • иные документы (копии документов) на усмотрение работодателя.

На обложке указываются номер дела (как правило, соответствует табельному номеру работника), фамилия, имя, отчество работника, дата принятия на работу (дата начала дела), указывается пустая графа для даты увольнения работника (даты окончания дела), срок хранения дела - 75 лет.

9. Заключение договора о полной материальной ответственности

Индивидуальная материальная ответственность работника может наступить в случае, если с ним будет заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Такой письменный договор, т.е. о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, может заключаться в соответствии со ст. 244 ТК РФ с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Обязательным условием заключения договора о полной индивидуальной материальной ответственности является точный перечень имущества, которое вверяется работнику. Если речь идет о каком-либо постоянном перечне имущества, которое вверяется работнику на протяжении определенного времени, то перечень такого имущества может быть указан непосредственно в самом договоре о полной материальной ответственности.

comments powered by Disqus